Действующие лица и прочие участники:

Гардеробус Панталоне - Александр Орехов
Модель - Юлия Орехова
Ассистентка 1 - Василина Балышева
Ассистентка 2 - Надежда Долгих
Фотограф - Роман Ярошевич
Автор текста - Наталья Юдалевич

 

Место проведения - Актовый зал Иркутского госуниверситет
Дата проведения - 27 декабря 2008 года

 

Дамы и господа!

Сегодня мы предлагаем вам послушать весьма поучительную научно-практическую лекцию на тему "Дама шестнадцатого века: особенности ее гардероба". Вам расскажут о важных составляющих дамского гардероба, для чего они предназначены, как их носить и что может произойти при некорректном их использовании.

а

Лекцию читает Всемирно Известный в Узких Кругах профессор "Гардеробус Панталоне".

 

 

Выходит профессор. За ним выводят модель, завернутую в длинный плащ. Модель ставят на стул, не разворачивая плаща. Модель всё время лекции изображает из себя даму нежную, милую и хрупкую. Она мило улыбается присутствующим и мужественно выносит все тяготы своей "работы".

 

Ассистентка подносит  профессору указку (волшебную палочку) и свиток с докладом (распечатан, склеен и перевязан ленточкой с печатью)

 

 

Профессор начинает лекцию.

 

- Уважаемые студенты, преподаватели и гости! Сегодня вы узнаете то, о чем наверняка никто из вас не догадывался. На примере этой прекрасной модели я расскажу Вам о том, что должна носить настоящая дама шестнадцатого века и с какими трудностями она и окружающие при этом сталкиваются.

 

Итак, начнем. Наша модель  уже частично одета, дабы не пугать общественность, а главное, сэкономить драгоценное время (с модели снимают плащ, и она предстает перед публикой в балетках, чулках, рубашке, панталонах и корсете)

 

Всё, что вы видите сейчас на модели, это нижнее белье, которое в 16 веке носила любая знатная дама. Но рассмотрим всё по порядку.

 

Чулки - ну, это понятно - защищают прекрасные ножки от холода. Кроме того, они необычайно красивы: шелковые, вышитые золотыми нитями. Но, поскольку обычно на даме было надето множество длинных юбок, только в танце ей выпадала возможность продемонстрировать свои прекрасные ножки вместе с чулками.

 

 

Панталоны. Эти прародители современных, не побоюсь сказать, "трусов" впервые ввела Екатерина Медичи, у которой они были, как утверждают компетентные источники, даже из золотой парчи. Представляете, как это было неудобно и негигиенично! Впрочем, в 16 веке о существовании гигиены никто еще не подозревал. О полезности панталон можно рассуждать долго, поэтому сейчас мы эту тему временно отставим и вернемся к ней в разделе "Обмороки".

 

 

Нижняя рубашка. Очень важный предмет дамского гардероба. Как известно, в 16 веке мыться, тем более каждый день было не принято. Люди мылись крайне редко, а потели в точности также как и в наше время. Даже, наверное, еще больше, ибо костюм, как это будет видно дальше, был  тяжел и массивен, и в нем было очень жарко. Стирать тоже было не принято, а кое-что и просто невозможно. Корсеты, например, не стирали вообще. Так вот - чтобы было "во что потеть", под корсет надевали нижнюю рубашку, коих у всякой уважающей себя дамы было великое множество. Подчас благосостояние дамы определялось количеством имеющихся в гардеробе нижних рубашек. Рубашки расшивали золотыми и серебряными нитями и украшали кружевом.

 

 

Кроме того, что в рубашку дама потела, этот предмет гардероба еще и спасал ее тело от жесткого корсета, кости которого впивались в бока и натирали кожу.

 

Корсет. Это на первый взгляд изуверское приспособление служило красоте и формировало фигуру дамы. В шестнадцатом веке  эталоном красоты была дама с абсолютно плоской спиной и грудью. Источники утверждают, что чем более плоской спереди была дама, тем более привлекательной для мужчин она была. Поэтому все дамы носили корсеты, которые нещадно придавливали и выравнивали все "неровности" тела и уплощали выступающие части. Чтобы корсет хорошо держался, у него была предусмотрена шнуровка, которую неподготовленному человеку осилить будет весьма тяжело. По словам очевидцев, лучше всего шнуруют корсеты мужчины, ибо для этого требуется сила и сноровка. Но даже сильному полу требуется не менее 10-15 минут, на то, чтобы зашнуровать на даме эту конструкцию. Именно поэтому наша модель приведена сюда уже упакованной в корсет.

 

Обычно корсет укреплялся так называемыми "костями" или "китовым усом" и защищал даму не хуже иных доспехов. Если попробовать пощекотать даму, например, указкой (тыкает в даму волшебной палочкой), то дама даже ничего не почувствует. Следовательно "приставать" к даме нужно было какими-то иными, более чувствительными способами.

 

Но здесь мой вам совет, не переусердствуйте, ибо в корсете у дамы есть некое грозное оружие, которым она в случае чего может воспользоваться.

 

 

Бюск. Служил также для уплощения груди, вырезался из ТВЕРДЫХ пород дерева и легко доставался из корсета. В некоторых случаях мог заменить сковороду или скалку.

 

Кроме бюска за корсетом у дамы можно было поместить множество нужных (и НЕ нужных вещей). Свидетели утверждают, что туда можно сложить даже минирадиостанцию или базу от радиомикрофона (имеются документальные подтверждения)

 

Уфф, с уже надетым нижним бельем вроде разобрались. Но это только начало. Далее на даму надевали фартингейл, аналог современного кринолина (ассистенты надевают кринолин), который служил опорой для многочисленных юбок, которые носила каждая дама.

 

 

На кринолин (будем использовать более знакомое для нашей аудитории слово) надевалась одна или несколько нижних юбок (ассистенты надевают юбки)

 

 

Обратите внимание на количество оборок на юбке. Для чего же они нужны? А для того, чтобы кольца кринолина не выпирали из-под платья, и дама не имела весьма непривлекательный вид, традиционно именуемый "скелет дамы в кринолине". Некоторые наивные юные барышни полагают, что платье из толстой ткани скроет кольца кринолина, но они жестоко ошибаются и на балу обычно имеют весьма плачевный вид.

 

Бамролл. Теперь надеваем на даму вот ЭТО.  Как вы думаете, что это?  Уверен, что никто и не подозревает о назначении данной конструкции. Мало того, наверняка никто не знает, на какую часть дамы ОНО надевается. Сейчас мы раскроем вам глаза! Причем весьма широко!

 

чПоскольку корсет призван сделать фигуру по возможности плоской, то как же быть с талией? Вы думаете, даме 16 века не нужна была талия? Еще как нужна! Поэтому на пояс привязывался бамролл (в народе имеющий название "ролл вокруг бама"), который как раз и создавал впечатление фигуры с талией.

 

Далее всю эту конструкцию прикрывала юбка под названием киртл. Не путать с шотландским килтом! (ассистенты быстро надевают киртл). Шилась она из не особо дорогой ткани, а вот на переднюю ее часть пришивался кусок из ткани дорогой и красивой, которая по мере необходимости могла заменяться.

 

 

Теперь осталось совсем немного - надеваем платье (ассистенты стараются сделать это очень быстро). Как видите, процесс надевания платья очень сложен. Нужно сначала зашнуровать внутреннюю часть, затем застегнуть множество крючков на верхней крышке, а в довершении всего пристегнуть рукава.

 

Пока мои ассистентки борются со шнуровкой и застежками, я расскажу вам о том, как живется даме во всей этой одежде (на ассистенток в процессе лекции можно хищно поглядывать, ибо они тоже дамы)

 

Для начала нужно отметить, что общий вес надетой на даму одежды составляет не менее СЕМИ килограмм. Мы не будем сейчас разоблачать нашу модель, дабы взвесить одежду, вам придется поверить мне на слово.

 

 

В связи с весом костюма и его конструкцией с дамой могут произойти разного рода происшествия.

 

1. Обморок. Происходит от перегрева, а также в целях ловли понравившегося кавалера. Отметим, что в таком наряде в обморок надо падать особым образом, дабы не попасть в неловкое положение. Дама не должна с размаху грохаться на пол как придется, а тихо сползать по вертикали. В противном случае кринолин, имеющий жесткие обручи, вывернется и накроет даму с головой, оставив на всеобщее обозрение нижнюю часть тела. Здесь, кстати, большую защитную роль играют панталоны, которые, будучи отделаны кружевом и лентами отвлекут внимание кавалера от конфуза, происшедшего с неуклюжей дамой.

 

2. Опять же про панталоны. Как вы могли видеть, под коленками панталоны подвязываются лентами. Ленты имеют не только функцию поддерживания панталон. В некоторых случаях (а такие на нашем веку встречались) дама может подарить своему возлюбленному ленточку от панталон (которую влюбленный кавалер будет хранить как большую драгоценность). Позднее вместо таких лент дамы стали дарить своим избранникам подвязки от чулок.

 

 

3. Наша дама почти одета и вы можете увидеть, что сзади платье снабжено шлейфом, в просторечии именуемым "хвостом". Обращаю ваше внимание на то, что это очень ВАЖНАЯ и очень ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ часть дамы.  Эта часть нередко создает проблемы не только даме, но и окружающим. Попробуйте наступить на этот хвост, и наша нежная и милая дама тут же превратится в фурию. И еще чего доброго вынет из корсета бюск и огреет вас им. Так что будьте осторожны!

 

4. В начале нашей лекции мы не обратили внимание почтеннейшей публики на то, что наша дама была уже в обуви (указывает палочкой на туфли). Очень важно обуться, прежде чем шнуровать корсет (указывает палочкой на корсет), ибо, будучи уже упакованной, дама не сможет дотянуться до ног и ей придется прибегать к посторонней помощи, дабы надеть туфли.

 

5. Веера, платочки и прочие дамские мелочи. Известно, что дамы имеют привычку ронять на пол разные милые вещицы. Так вот, ронять их нужно ТОЛЬКО в непосредственной близости от кавалеров и только с целью привлечения внимания оных. Сама дама поднять с пола ничего не может.

 

6. Рукава. Часто платья 16 века имели большие и широкие рукава (как у нашей модели). Нужно быть очень осторожной за столом при приеме пищи. Опять же здесь имеет смысл сидеть рядом с галантным кавалером, который вовремя предложит даме то или иное кушанье. В противном случае дама рискует остаться голодной, либо собрать в рукава всё, что встретится на столе.

 

Ну вот, дама одета. Осталась последняя часть - головной убор, разновидностей которых в 16 веке было великое множество. Мы представляем модель под названием  френч-худ. Этот головной убор очень удобно прикрывает голову дамы и позволяет ей не заботиться о прическе, тем более что, как вы помните, мыться-то было не принято.

 

 

Итак, дама одета. Теперь можно и на бал. Вы не поверите, но в этом, с позволения сказать, "снаряжении", дама еще и танцевать умеет.

 

И сейчас мы вам это покажем. Дама будет танцевать не одна, а с контрольным экземпляром (выходит контрольный экземпляр), одетым в современный наряд с короткой юбкой, чтобы вы видели, какие фигуры положено было выписывать ногами в танце.

 

Дамы будут танцевать очень модный в 16 веке танец  под названием гальярда.

 

Дамы танцуют.

 

 

Вы прослушали научно-практическую лекцию на тему "Дама шестнадцатого века: особенности ее гардероба". С вами был Всемирно Известный в Узких Кругах профессор  "Гардеробус Панталоне". Спасибо за внимание и с Новым Годом!!!